Любителям поэзии Александра Сергеевича Пушкина вновь повезло. Открыта еще одна грань отражения творчества поэта – впечатления художника от музыкальных произведений на стихи А.С. Пушкина. А вдохновителем на эту работу явился тоже поэт – Евгений Игнатьевич Сигарев, который сидя на моем концерте «"Музыкальная Пушкиниана"» в первом ряду, что-то писал. Звучал голос в зале Императорского дворца: «"Не пой, красавица, при мне…"», «"Ночь»", "«Фонтану Бахчисарайского дворца"», «"Ненастный день потух…"», «"Я Вас любил…"», а Евгений Игнатьевич всё что-то писал и писал… А вот уже звучит и «"Сожженное письмо»"… Сразу после концерта он подарил мне стихотворение, которое стало поэтическим вдохновением и отражением услышанного на концерте. Музыка связала двух поэтов через столетия. И вновь сердце современного поэта билось так же трепетно и вдохновленно, как и Пушкинское сердце более двухсот лет назад. Казалось-бы, можно поставить точку, а ведь нет. Галина, прочитав стихотворение, изобразила всех героев: и я читаю письмо, и Пушкин что-то быстро пишет на листке, а на стене зала – портрет Евгения Сигарева. Кому кричать «"Браво"»: музыке, поэзии, художнику? Наверное – искусству! Искусству слышать, видеть и возможности передать пером музыкальные образы.
И этот художественный альбом является подарком всем любителям творчества Александра Сергеевича Пушкина: и музыкантам, и художникам. Галина трепетно подошла к каждому музыкальному произведению, отразив зерно романса в образах близких и понятных, но в тоже время поэтических и вдохновленных. Чем же сложны графические работы? А тем, что в них нет цвета, а есть свето-тень и титанический труд художника. Вот так стихи слились с музыкой и родились художественные образы, которые не оставят равнодушными никого.
Загадочная «"Ночь"»; таинственно-страстное «"Заклинание"»; вдохновленное «"Окно"»; удивительное историческое отражение «"Сожженного письма"»; старинный, дышащий веками и любовью «"Бахчисарайский фонтан"»; изящное «"Признание»"; таинственный «"Талисман»"… Смотрите, наслаждайтесь, открывайте для себя нового Пушкина в блестящих графических работах Галины Катрук. Пусть и в вашей душе поселится праздник. Праздник от сопричастности к великому наследию музыки, поэзии и графики.
Обладатель специальной премии «"Лучший голос Лемешевского края"» на I Международном конкурсе оперных певцов им. С.Я. Лемешева; дипломант Международного конкурса «"Звезды Родины моей"»; обладатель диплома «"За высочайшее профессиональное мастерство"» на Международном конкурсе современных композиторов "«Чайковский – наследие"»
Татьяна Бастаева.
Рецензия на сборник пьес для начинающих скрипачей Галины Катрук
«Слушай музыку во всём»
В этом небольшом сборнике собраны пьесы для начинающих скрипачей. Их автор — известный тверской композитор Галина Катрук. Каждая пьеса сопровождается стихами Евгения Сигарёва. Это позволяет ребёнку не только играть их на скрипке, но и петь, упражняясь в курсе сольфеджио. Картинки – иллюстрации можно раскрашивать, что делает сборник ещё более занимательным для ребёнка.
Пьесы расположены в логике традиционного освоения скрипки в порядке возрастания сложности. Некоторые пьесы повторяются в сборнике дважды — второй вариант немного усложнён.
Испробовав данный сборник в своём классе, с удовольствием рекомендую его коллегам.
С.О. Мильтонян,
преподаватель – методист Тверского музыкального училища им. М.П. Мусоргского, заслуженный работник культуры РФ
Лунная дорожка
«…И мы вот так же, понемножку,
Когда придёт тому пора,
Уйдём
И лунную дорожку
Посыплем пеплом серебра.»
Е. Сигарёв
В русской поэзии были военные моряки, и фронтовые стихи Николая Букина и Алексея Лебедева — неотъемлемая часть нашей литературы. Но в послевоенных поколениях фигуры масштаба Евгения Сигарёва среди поэтов-маринистов нет.
Я говорю о «поэтах-маринистах» в самом широком значении этого понятия: о тех, кто родом из моря, чей характер вылеплен и закалён штормами, норд-остом и колючей пургой, чьё умение дружить проверялось в нештатных ситуациях, для кого Родина и Честь — понятия родовые, коренные, обеспеченные собственной судьбой.
Стихи Евгения Сигарёва поражают своей музыкальностью, прозрачностью и нетривиальностью образов, чёткой графичностью. В них отсутствуют длинноты, каждая строка выверена, каждое слово — на своём месте. И при этой внутренней организованности поэтического текста в нём присутствует тайна, когда читатель не понимает, как это сделано, как удалось добиться столь необыкновенной выразительности при такой внешней простоте.
Самое святое для него в нашей культуре — Пушкин. Не хрестоматийный, не объект слепого поклонения, а живой, непредсказуемый, влюбчивый в женщин и в жизнь, лёгкий и трагичный одновременно. С таким Пушкиным в сердце и встречал каждый новый день Евгений Игнатьевич, и это поддерживало его и давало силы.
У сборника, который вы держите в руках, два автора: поэт Евгений Сигарёв и художник Галина Катрук. Я бы назвал её не автором иллюстраций, а соавтором поэта, а его — соавтором художника. Стихи естественным образом обретают осязаемые очертания, а графические образы наполняются силой поэтического слова. Строгая чёрно-белая гамма работ художника с десятками оттенков серебра — от тёмного как ночь до воздушно-прозрачного — гармонирует со стихами в самом высшем, надмирном измерении, там, где всё вместе это становится некоей музыкой сфер. Не случайно Галина Катрук положила на музыку многие стихи Евгения Сигарёва, достигнув того, что философы и культурологи именуют вслед за древними греками «синтезом искусств».
Поэт жив, пока его помнят и читают. В этом смысле Евгений Игнатьевич Сигарёв только начинает приходить к нам своими творениями, начинает становиться необходимой частью нашего мироощущения и миропонимания. А дальнейший его путь к сердцам читателей зависит от нас самих. Галина Катрук проложила в этом направлении свою серебристую лунную дорожку, по которой можно идти, как по лучу.
Вячеслав Воробьёв,
член Союза писателей России
Галина Катрук – личность незаурядная, творческая, горящая, как пламя свечи, добившаяся успехов как художник, композитор и исполнитель.
На счету автора две крупные персональные выставки: в Пушкинском музее с. Берново Тверской области и в Тверской городской библиотеке им. Герцена, и богатая коллекция литературных и музыкальных произведений, оформленных автором. Это сборники стихов и песен, романсов на стихи современных и всемирно известных авторов: А. Пушкина, И. Бунина, Н. Гумилёва, Н. Рубцова…
Рассматривая творческие работы Г. Катрук, в первую очередь, замечаешь трепетное любование автором выбранным сюжетом. Поражает мастерство и умелое использование разнообразных возможностей и приёмов в разных видах графики.
Всё творчество – рукотворно, это – гелевая чёрная ручка, тушь и перо. Это не только графика, как самостоятельный вид искусства, но и многочисленные иллюстрации, где автор тонко чувствует и передаёт воздействие образов на зрителя или слушателя, это – великолепный экслибрис, где каждая линия обретает особое значение и превращается в знак…
Я уверена, что для того, чтобы художник так тонко чувствовал и передавал в графике музыкальное содержание, ритмы, чувства, настроение, образы – необходимо быть наполовину музыкантом и композитором. Искусство – удивительная часть души человека, это – особый дар владения языком в каждом направлении, где ноты, линии, слова подчиняются и покорно передают волю автора, творца. Галина обладает этим редким даром владения языкам разных искусств.
Чувствуется профессионализм и умелое использование графических приёмов. Линия оживает, покоряется автору, превращаясь то в точку, то в танец штрихов, всегда разных, то усиливаясь, превращаясь в пятно, то ослабевая и растворяясь в белом листе и всегда верно передаёт настроение, а это очень важно и для художника и для музыканта.
Очень трогательна «Берёзка», стоящая на обрыве, развивающаяся на ветру. Важно отметить, что деревья во всех работах получаются разные, но главное, живые и одухотворённые.
Красиво графическое звучание «воспоминания о лете» в образе одуванчика. Серия работ на тему «свеча» привлекает интересной трактовкой образов. Я их так называю – графической серией, хотя это – отдельные иллюстрации к разным музыкальным произведениям (пример: «Скажи, какая я…» – романс Г. Катрук на стихи Л. Юсуповой).
Очень важно, что часть работ выполнена с натуры, значит, багаж художника постоянно растёт и находит новые воплощения.
Интересна серия поздравительных открыток, выполненная в 90-е годы. Используя самые скупые средства графики автору удаётся передать зрителю праздничное настроение, нежность, трепетность, восхищение. В начале 90-х. годов, после коллективной выставки в выставочном зале Союза художников, Галина была награждена премией за оригинальный дизайн открыток.
В работе «Ангел» с помощью точек красиво передана певучесть, плавность, беспрерывность… Серия работ «Усадьбы», работу над которой Галина продолжает и по ныне, заставляет задуматься о прошлом, о жизни предков, о том, что мы оставим нашим потомкам.
Одна из последних серий – «Виды Твери», где представлены любимые места, архитектурные памятники, монументы (часовня Иоанна – Крестителя, памятник А.С. Пушкину…) и, конечно, в каждой работе деревьям отведена особая роль.
Меня поражает разносторонность таланта Галины и умение реализовать себя во всём: большая семья, трое детей, которым необходимо отдать столько сил, забот, любви, но и искусству хватает бессонных ночей – общения в графике и музыке.
В иллюстрациях к музыкальным учебникам для школ представлены разные жанры: и анималистика, и флористика, и переплетения живых образов (улиток, облаков…). Конечно, эти картины помогут юным музыкантам и взрослым зрителям с большим интересом изучать музыкальную и изобразительную грамоту, развиваться разносторонне и чувствовать, слышать, видеть прекрасное вокруг себя.
Лазакович Л.А. –
преподаватель ДХШ им. В. Серова,
член Творческого Союза художников России.
Отзыв о музыке Галины Катрук
Прослушав и просмотрев сочинения Галины Катрук, со всей определенностью могу подтвердить тот факт, что композитор несомненно талантлив, самобытен и достоин слушательского внимания и публикации.
К достоинствам композитора Галины Катрук можно отнести демократизм языка, обращение к бытовым жанрам, стремление услышать духовное начало. При этом стилистика сочинений достаточно оригинальна и нигде не скатывается к банальности.
В жанре авторской песни Галина Катрук добивается неординарного решения - как в мелодии, так и в тематике. В хоровых сочинениях присутствует чувство вкуса, свежесть звучания. В романсах заметно желание развивать российскую традицию, что также характерно для инструментальных сочинений. Музыку Галины Катрук могу рекомендовать к публикации.
Владимир Успенский,
композитор,
председатель Тверского Областного
Обьединения Композиторов,
член союза композиторов России.
Знакомство с вокально-хоровыми сочинениями молодого композитора Галины Катрук явилось для меня более чем приятным открытием. Выпускницу Тверского музыкального училища я давно знала как талантливого человека во многих сферах эстетической деятельности, помимо больших музыкальных способностей. Она хорошо рисовала, могла преподавать живопись, лепку… И вдруг открытие – композитор и очень оригинальный. И по-моему, талантливый. Можно судить даже по тем немногим сочинениям, с которыми мне удалось познакомиться.
Это прежде всего очень серьёзный подход к литературному источнику. Сколько тонкости в мелодическом языке и в других средствах музыкальной выразительности, столько тонкости в подобранных стихах! Особенно восхищает лирика. Это – прелестная «Улитка» на стихи А. Шмойлова из её авторского сборника песен для детей «Улитка», это – чудесная вокальная миниатюра «Шёпот и шорох» – стихи В. Суслова, и очень яркое произведение «Форте и пиано» на стихи Е. Дьячковой …
Хоровая миниатюра «Вечер» на стихи Фёдора Тютчева меня поразила глубоким проникновением в лирику одного из крупнейших русских поэтов XIX века, так в советское время оклеветанного, преданного забвению.
Преподаватель Тверского музыкального училища
Коншина Т.А.
На стыке двух тысячелетий появилось много талантливых молодых музыкантов. И вот, среди них рождается молодой автор многочисленных произведений для фортепиано, для скрипки, для хора, а так же вокальных произведений разных стилей и направлений. Это одарённый тверской композитор Галина Катрук, с ярко выраженной индивидуальностью музыкального стиля и проникновенной манерой письма. В своих произведениях она вдохновенно «поёт» тверскую природу. Создаётся впечатление, что сама тверская земля питает её и даёт ей силу и вдохновение для столь яркого, оригинального и очень жизнерадостного творчества.
Цикл романсов на стихи Ивана Бунина – яркое подтверждение неординарности музыкального мышления молодого автора. Галине Катрук удалось мастерски соединить глубокую поэзию Бунина, конца XIX и начала XX века с музыкальным видением мира начала третьего тысячелетия.
Я уверена, что каждое произведение Галины Катрук найдёт своего исполнителя.
Заслуженная артистка России Лидия Абрамова
6 декабря 2001г.
«ПЕСНИ ВОЙНЫ»
Волею обстоятельств и по своему собственному желанию я оказался 1 декабря 2001г. в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной на концерте, посвящённом 60-летию освобождения г. Калинина от немецко-фашистских захватчиков. Одновременно это была презентация новых стихотворений о Великой Отечественной войне Евгения Сигарёва и песен Галины Катрук, положенных на его стихи.
Меня приятно поразил и удивил этот дуэт. Сочетание опыта и молодости, несомненный талант и сердечная искренность исполнителей создали в зале атмосферу доверительности, протянули невидимые нити эмоциональной напряжённости из военного лихолетья в сегодняшний день.
И учащиеся лицея 48 и ветераны войны с замиранием сердца слушали стихи Е. Сигарёва и, конечно же, блистательное исполнение своих песен Г. Катрук под аккомпанемент Татьяны Боярской. Галина Катрук убедительно показала, что ей подвластно и высокое искусство вокала.
Мелодично, с тонким проникновением в литературный материал, были исполнены «Белый вальс», «Где-то подо Ржевом», «Минута молчанья», «Баллада о медалях» и другие. Зал жил в тональности «Песен о войне»
Едва услышу песни фронтовые –
И почему-то слёзы на глазах.
А потом были цветы, поздравления, приглашения выступить в других аудиториях. И вот по окончании концерта в моих руках прекрасно изданный авторами вокальный цикл для голоса и фортепиано «Песни войны». Г. Катрук, Е. Сигарёв с любовью и большой ответственностью подошли к его оформлению. Письма военной поры, фронтовые фотографии создают атмосферу тяжелейших боёв под Калинином, Ржевом, показывают, какой огромной ценой ковалась наша Победа 1945г., понимаешь, что её истоки в декабре 1941г., когда освобождение Калинина, скоро предтечит нашей Победе под Москвой. И только потом был поверженный Берлин.
Хочется сказать большое спасибо Галине Катрук и Евгению Сигарёву за их проникновенное творчество, связывающее патриотическим настроем различные поколения россиян. А от себя, всех родившихся уже после войны, хочу сказать авторам прекрасного вечера стихами и песней из их альбома:
Распахнуты прифронтовые дали,
Но сыновья седые тех солдат
Хранят в ларцах посмертно их медали
И песни их пожизненно хранят.
Постников Евгений Серафимович,
заведующий кафедрой истории ТвГУ,
профессор, доктор исторических наук,
Почётный работник высшего профессионального
образования Российской Федерации.
Сборник романсов и песен «Я с рожденья очарована весной…»
Галины Катрук на стихи Валентины Громовой приятно удивляет тонкостью взаимопроникновения музыки и литературного текста.
Композитор чутко улавливает малейшие нюансы настроения стихов. Музыкальная речь изобилует то трепетными репликами («Свечи зажжём…»), то чередованием гибкого мелодизма и декламационности («Позови меня в свой дом…»).
В романсе «Ах, если б Пушкин видел Вас…» взволнованная лирика подчёркнута сочетанием пунктирного ритма мелодии и триольной пульсации партии фортепиано.
Светлой нежностью пронизан романс «Улететь к небесам…».
В общем и целом, композитору удалось передать вдохновенность поэзии В. Громовой.
Э.А. Муравьёва,
Преподаватель Тверского музыкального училища им. М.П. Мусоргского,
почётный работник культуры Тверской обл.
Набор открыток графики из 40-ка шт. В графических открытках нашли своё отображение пушкинские места Тверской губернии и портреты знаменитых деятелей культуры нашего времени.